Смета на техническое обслуживание и содержание
Самый важный момент в составлении смет по техническому обслуживанию или эксплуатации конструктивных элементов и оборудования является не выбор правильной сметной нормативной базы или определение реальной стоимости конкретного материала на рынке, а проработка правильного технического задания на эти виды работ. В данном случае это называется регламентом.
Что должно быть обязательно в данном регламенте:
- 1. Полный состав оборудования с указанием, марок, полного наименования с шифрами, техническими характеристиками.
- 2. Полный состав конструктивных элементов, подлежащих обслуживанию, с указанием, размеров и материалов из чего изготовлены элементы.
- 3. Полный перечень работ по обслуживанию с разрезом по каждому конструктивному элементу или оборудованию.
- 4. Периодичность выполнения работ по содержанию на определенный период (год, квартал, месяц, неделя или день) в разрезе опять же каждого отдельного оборудования или конструктивного элемента.
- 5. При выполнении ремонтных работ обязательно указание применяемых видов запасных частей или расходных материалов, а также их объемов, производителя и марки.
- 6. В случае проведения возможных аварийных работ заранее указывать определенный лимит замены оборудования, конструктивного элемента. Часто указывается 10% в год от общего количества.
Важность регламента на техническое обслуживание.
Для чего же нужны все эти данные?
Во-первых, полный состав оборудования и конструктивных элементов позволит определится с количеством и видами позиций, над которыми будут осуществляться действия по технической эксплуатации или содержанию.Это позволит сметчику выбрать из сотни тысяч расценок подходящие под данные элементы. Если указать в техническом задании, например укрупнено, что делается например, такая работа как: проверка работы сигнальных устройств, показывающих приборов и целостности пломб на реле и других аппаратах системы, то у сметчика есть примерно около 1000 различных вариантов расценок которые подходят под это общее определение работы. Нужна обязательно конкретика, какие именно аппараты, устройства, сколько их и что имеется ввиду под проверкой работы. Без этого выбор правильной расценки для таких видов работ НЕВОЗМОЖЕН!
Во-вторых, разный состав работ по обслуживанию может даже у одинакового вида оборудования, но разной марки, например стоимость обслуживание кондиционера LG от кондиционера Daikin может отличатся в разы при похожих характеристиках из-за совершенно разного подхода к обслуживанию, которые указаны в паспортах этих кондиционеров. И если в регламенте это не будет указано, то говорить о точной смете просто невозможно!
В-третьих, в зависимости от периодичности обслуживания может значительно изменяться стоимость выполняемых работ, ведь один вид работ пусть и дорогостоящих может проводиться один раз в год, а простая и вроде бы недорогая работа по обслуживанию необходима каждый день по одному разу и итоге суммарная стоимость в год по простой работе будет в разы больше обходиться чем дорогая, но единоразовая.
Поэтому обязательно указание по каждому отдельному прибору или конструктивному элементу сколько раз и как именно его нужно обслуживать. Если эти данные не предоставить, то ни один сметчик никогда не сможет принять правильную расценку. Так как видов материалов и элементов миллионы и к каждому есть свой вид правильного обслуживания. Для сравнения можно привести следующий пример: например, в одном автомобиле немецкого производства по его техпаспорту воздушный фильтр надо менять каждые 7500 км в другой российского производства раз в 25000. Если такие данные не предоставлять, то сметчик просто не сможет их расценить в смете и значит смета будет ошибочной.
В-четвертых, каждое оборудование или конструктивный элемент имеет согласно паспорту или проекту свой срок жизни, и поэтому это в регламенте надо учитывать. Если в этом году, например, заканчивает согласно паспорта какого-либо оборудования заканчиваться срок его службы, то разумно было бы внести в регламент полную его замену.
То же относится и к плановым текущих и капитальным ремонтам в рамках технического обслуживания, ведь если их не сделать в определенный согласно паспорта этого элемента срок, то его характеристики либо ухудшаться либо данный элемент может раньше срока завершить свою службу.
По практике, к сожалению, компании, которые работают даже по несколько десятилетий по конкретному объекту не имеют такой регламент. Все делается по наитию или в связи с аварийной ситуацией или просто определяется стоимость на глазок, а потом стараются закрыть дыры за счет других статей финансирования.
Все это приводит к неразумным и не эффективным управленческим решениям по содержанию объекта, а это в свою очередь к увеличению стоимости работ по содержанию, техническому обслуживанию и значительному уменьшению сроков службы объектов и конечно же его качеству.
Разработка сметной документации без регламента чревато зачастую получением на выходе практически любой суммы которая может быть совсем не связана с реальной ценой выполняемых работ по обслуживанию.
Таким образом для качественного и точного расчета сметной стоимости работ по содержанию или техническому обслуживанию обязательным условием является разработка регламента обслуживания данного конкретного объекта, согласно всем техническим характеристикам и нормативным данным по оборудованию и конструктивным его элементам. Либо глубокая проработка временного технического задания.
Только в одном случае такая серьезная проработка технического задания (регламента) на техническое обслуживание не нужно. Этот случай - подгонка сметы под определенную сумму, когда уже стороны договорились о стоимости которая устраивает обе стороны.
В нашей компании сметчики постоянно сталкиваются с непониманием заказчика по разработке регламента для эффективного управления технической эксплуатацией своих объектов. После таких разъяснений (представленных выше) большинство осознают роль регламента и часто заказывают разработку такого документа у специализированных организаций.
Также у нас есть свой опыт разработки таких регламентов для разных объектов и наши специалисты с радостью помогут вам в этом вопросе. Либо помогут доработать временное но более детальное и расширенное техническое задание на обслуживание и содержание.
Однако последнее время все больше компаний и государственных организаций начинают считать деньги и поэтому понимают, что без разработки такого детального регламента на свои объекты они теряют огромные деньги по эксплуатации зданий и сооружений. И это их заставляет вкладывать деньги в такой документ.